Лого - Обзор фантастики
Русская фантастика
sep
навигатор
Список текущего раздела
!

 Седьмой сын   128 из 209 
Обложка книги

Заказать эту книгу на о3оне
Публикация
Кард О.
Седьмой сын

Автор н.
Глоссарий имен собственных

Автор н.
Примечания

Справка

Кард О., Седьмой сын: Роман/ Ред.- Белов Г./ Пер.- Жикаренцев А./ Худ.- Зубков Н. -СПб.: Азбука - Терра, 1997.- (Новая Земля (fantasy)).- 416c.- ISBN 5-7684-0228-4.

Аннотация

Чтобы нарушить хрупкий ход истории, вовсе не обязательно быть волшебником. Одна роковая случайность и... И знаменитый полководец Наполеон плывет в Америку, чтобы успирить восставшие Штаты, Бенджамин Франклин становится великим магом, Джордж Вашингтон слагает голову на плахе, а по дорогам Северной Америки странствует поэт-провидец Уильям Блейк. В эти смутные времена на свет появляется седьмой сын седьмого сына, мальчик, наделенный невероятными способностями. Дролгий путь предстоит одолеть Элвину, прежде чем люди назовут его Мастером.

  

 
Классификация ФэнтезиПсихологическаяПриключенческаяФилософскаяАльтернативно-историческая
  
Обзор

Главный герой цикла Орсона Скотта Карда "Мастер Элвин" не слишком характерен для современной фантастики. Мы, любители этого вида литературы, уже успели поневоле привыкнуть к тому, что ведущие персонажи многих произведений западной НФ и фэнтези (а в последнее время - и большинство героев отечественных авторов) большую часть своего времени посвящают вооруженной борьбе за светлое дело, круша противников направо и налево, и без зазрения совести пуская в ход свой верный бластер или магический клинок. Нельзя отрицать, что популярность отдельных произведений приключенческой фантастики бывает вполне заслужена, особенно, когда такого рода тексты выходят из-под пера настоящего мастера. Но согласитесь, любое однообразие гибельно для литературы, а в реальной жизни погони и перестрелки, к счастью, явление отнюдь не самое распространенное. Да и не они, если уж говорить начистоту, делают жизнь действительно полной и насыщенной. Герой Орсона Скотта Карда - Мастер Элвин, Создатель с большой буквы, гений, сводящий на нет всяческие конфликты, в этом плане являет собой разительный контраст наиболее распространенному в современной фантастике типажу.

В книгах талантливого американского писателя, рискнувшего свернуть с торной дороги и начать мостить свой собственный путь, перед нами разворачивается увлекательная история заселения и колонизации альтернативной Северной Америки. Однако главное отличие этого мира от привычной нам Земли состоит не в том, что Авраам Линкольн сложил тут свою голову на плахе, а Наполеон Бонапарт принимал участие в войне Франции против Соединенных Штатов. Дело в том, что в этой вселенной магия и волшба - не пустая выдумка и не проявление массовой истерии, а самая что ни на есть святая истина. Перед нами лежит мир, где волшебство живет буквально везде: оно таится в строчках книги, которую носит с собой смешной, забавный и гениальный поэт, в шорохах зеленого леса, гармонию которых способно уловить лишь ухо краснокожего, в нитях грубого холста, выходящего из-под пальцев голландской поселенки, в жернове, любовно выточенном мельником... Колдовство, магия, как и любое орудие, само по себе не несет ни добра, ни зла, и поэтому попытки некоторых героев укрыться от этой составляющей жизни, объявить волшебство несуществующим кажутся по-детски наивными и бессмысленными. Тем более, что в умелой руке хороший инструмент способен принести много добра.

Орсон Скотт Кард с любовью и уважением относится к людям, без различия пола, возраста, расовой, религиозной или социальной принадлежности. Подавляющее большинство его героев - добрые и славные люди, одинаково любящие своих детей, свою работу, свою землю, и даже откровенно отрицательные персонажи не лишены ряда привлекательных черт. Но как добиться того, чтобы эти "добрые и славные" не ненавидели друг друга из-за непонимания, предрассудков, многослойного наслоения ошибок или из-за различий в восприятии мира, как поселенцы и индейцы? Отец главного героя, Элвин-старший строил мосты через реки и ручьи, чтобы уберечь сына от воды-разрушительницы, задавшейся целью убить его. Элвин-младший создает мосты, соединяющие человеческие души, помогает абсолютно несхожим на первый взгляд людям понять друг друга и прийти к согласию там, где, казалось бы, ни о каком компромиссе и речи быть не может. Но главное его достоинство в другом: едва ли не единственный из "сверхчеловеков" мировой фантастики, Элвин искренне, всей душой стремится разделить свое умение с остальными. Он учит людей самих безошибочно находить тайные тропки сердца, ведущие если не к взаимной любви, то к взаимопониманию. Идущим по пути, предложенному Элвином, не нужно постоянно уповать на некоего всеведущего и вездесущего пастыря, чтобы жить в мире с собой и с окружающими. Естественно, это вызывает неприятие и страх у погрязшей в догмах ортодоксальной церкви - и чистую ненависть у персонифицированного деструктивного начала, которое Уильям Блейк, выступающий у Карда как Сказитель, назвал однажды Рассоздателем.

Как известно, путь настоящего Мастера всегда сложен и зачастую тернист. Только к концу третьего романа Элвин не только осознает свой дар, но и понимает со всей ясностью, какую грань таланта следует применить, чтобы попытка изменить мир к лучшему, построить Хрустальный Город не была изначально обречена. На пути Мастера стоит все то, что разобщает людей, что делает столь кровавой и жестокой как альтернативную, так и реальную историю Северной Америки - да и любой другой страны мира, пожалуй. Расовая нетерпимость, жадность землепашца, вчерашнего европейского изгоя, дорвавшегося до новых земель, боязнь всего чужого, незнакомого, очень быстро переплавляющаяся в ненависть... Элвин, познавший значительную часть этих прелестей на собственной шкуре, прекрасно понимает, что в основе любой жестокости, как правило, лежат страх и боль. Избавится от язв общества можно только излечив душевные раны каждого отдельного человека. Добиваться этого можно разными способами - во второй книге цикла, например, Краснокожий Пророк предлагает тысячам индейцев - мужчинам и женщинам, детям и старикам - принести себя в добровольную жертву ради того, чтобы открыть глаза белому человеку на очевидную бессмысленность и преступность войны против коренного населения Америки. Но метод пассивного сопротивления - не для Элвина. Он видит лучший путь, интуитивно чувствуя природу человеческих комплексов и понимая, как и где нужно подставить пошатнувшемуся ближнему плечо. И главное: Элвин умеет передавать свое умение другим. Ни один гений, ни один святой не способен исцелить человечество в одиночку. Однако герой Орсона Скотта Карда, похоже, действительно может то, что оставалось мечтой для многих поколений революционеров и подвижников: научить людей - всех без исключения! - безошибочно понимать чужую боль и искренне сопереживать друг другу.

Дар, и впрямь достойный самой искренней зависти...

Василий Владимирский

 
    Книги Орсона Скотта Карда на "Фэнта Зиландии":
  • Игра Эндера

 

Внешние ссылки