Главный герой цикла Орсона Скотта Карда "Мастер Элвин" не слишком характерен
для современной фантастики. Мы, любители этого вида литературы, уже успели
поневоле привыкнуть к тому, что ведущие персонажи многих произведений
западной НФ и фэнтези (а в последнее время - и большинство героев
отечественных авторов) большую часть своего времени посвящают вооруженной
борьбе за светлое дело, круша противников направо и налево, и без зазрения
совести пуская в ход свой верный бластер или магический клинок. Нельзя
отрицать, что популярность отдельных произведений приключенческой фантастики
бывает вполне заслужена, особенно, когда такого рода тексты выходят из-под
пера настоящего мастера. Но согласитесь, любое однообразие гибельно для
литературы, а в реальной жизни погони и перестрелки, к счастью, явление
отнюдь не самое распространенное. Да и не они, если уж говорить начистоту,
делают жизнь действительно полной и насыщенной. Герой Орсона Скотта Карда -
Мастер Элвин, Создатель с большой буквы, гений, сводящий на нет всяческие конфликты, в этом плане являет собой разительный контраст
наиболее распространенному в современной фантастике типажу.
В книгах талантливого американского писателя, рискнувшего свернуть с торной
дороги и начать мостить свой собственный путь, перед нами разворачивается
увлекательная история заселения и колонизации альтернативной Северной
Америки. Однако главное отличие этого мира от привычной нам Земли состоит не
в том, что Авраам Линкольн сложил тут свою голову на плахе, а Наполеон
Бонапарт принимал участие в войне Франции против Соединенных Штатов. Дело в
том, что в этой вселенной магия и волшба - не пустая выдумка и не
проявление массовой истерии, а самая что ни на есть святая истина. Перед
нами лежит мир, где волшебство живет буквально везде: оно таится в строчках
книги, которую носит с собой смешной, забавный и гениальный поэт, в шорохах
зеленого леса, гармонию которых способно уловить лишь ухо краснокожего, в
нитях грубого холста, выходящего из-под пальцев голландской поселенки, в
жернове, любовно выточенном мельником... Колдовство, магия, как и любое
орудие, само по себе не несет ни добра, ни зла, и поэтому попытки некоторых
героев укрыться от этой составляющей жизни, объявить волшебство
несуществующим кажутся по-детски наивными и бессмысленными. Тем более, что в
умелой руке хороший инструмент способен принести много добра.
Орсон Скотт Кард с любовью и уважением относится к людям, без различия пола,
возраста, расовой, религиозной или социальной принадлежности. Подавляющее
большинство его героев - добрые и славные люди, одинаково любящие своих
детей, свою работу, свою землю, и даже откровенно отрицательные персонажи не
лишены ряда привлекательных черт. Но как добиться того, чтобы эти "добрые и
славные" не ненавидели друг друга из-за непонимания, предрассудков,
многослойного наслоения ошибок или из-за различий в восприятии мира, как
поселенцы и индейцы? Отец главного героя, Элвин-старший строил мосты через
реки и ручьи, чтобы уберечь сына от воды-разрушительницы, задавшейся целью
убить его. Элвин-младший создает мосты, соединяющие человеческие души,
помогает абсолютно несхожим на первый взгляд людям понять друг друга и
прийти к согласию там, где, казалось бы, ни о каком компромиссе и речи быть
не может. Но главное его достоинство в другом: едва ли не единственный из
"сверхчеловеков" мировой фантастики, Элвин искренне, всей душой стремится
разделить свое умение с остальными. Он учит людей самих безошибочно находить
тайные тропки сердца, ведущие если не к взаимной любви, то к
взаимопониманию. Идущим по пути, предложенному Элвином, не нужно постоянно
уповать на некоего всеведущего и вездесущего пастыря, чтобы жить в мире с
собой и с окружающими. Естественно, это вызывает неприятие и страх у
погрязшей в догмах ортодоксальной церкви - и чистую ненависть у
персонифицированного деструктивного начала, которое Уильям Блейк,
выступающий у Карда как Сказитель, назвал однажды Рассоздателем.
Как известно, путь настоящего Мастера всегда сложен и зачастую тернист.
Только к концу третьего романа Элвин не только осознает свой дар, но и
понимает со всей ясностью, какую грань таланта следует применить, чтобы
попытка изменить мир к лучшему, построить Хрустальный Город не была
изначально обречена. На пути Мастера стоит все то, что разобщает людей, что
делает столь кровавой и жестокой как альтернативную, так и реальную историю
Северной Америки - да и любой другой страны мира, пожалуй. Расовая
нетерпимость, жадность землепашца, вчерашнего европейского изгоя,
дорвавшегося до новых земель, боязнь всего чужого, незнакомого, очень быстро
переплавляющаяся в ненависть... Элвин, познавший значительную часть этих
прелестей на собственной шкуре, прекрасно понимает, что в основе любой
жестокости, как правило, лежат страх и боль. Избавится от язв общества можно
только излечив душевные раны каждого отдельного человека. Добиваться этого
можно разными способами - во второй книге цикла, например, Краснокожий
Пророк предлагает тысячам индейцев - мужчинам и женщинам, детям и старикам
- принести себя в добровольную жертву ради того, чтобы открыть глаза белому
человеку на очевидную бессмысленность и преступность войны против коренного
населения Америки. Но метод пассивного сопротивления - не для Элвина. Он
видит лучший путь, интуитивно чувствуя природу человеческих комплексов и
понимая, как и где нужно подставить пошатнувшемуся ближнему плечо. И
главное: Элвин умеет передавать свое умение другим. Ни один гений, ни один
святой не способен исцелить человечество в одиночку. Однако герой Орсона
Скотта Карда, похоже, действительно может то, что оставалось мечтой для
многих поколений революционеров и подвижников: научить людей - всех без
исключения! - безошибочно понимать чужую боль и искренне сопереживать друг
другу.
Дар, и впрямь достойный самой искренней зависти...
Василий Владимирский