Короткие, рубленные фразы. Стремительное действие. Парадоксальное сочетание
несочетаемого. Средневековый антураж - и психология человека двадцатого века. Горькая ирония, граничащая с цинизмом - и, вопреки всему, романтика...
Таков цикл Глена Кука "Черный Отряд". По крайней мере, лучшие книги сериала.
И уж наверняка - "Серебряный клин".
Серебряный Клин - и Кольцо Всевластия. Два схожих источника чудовищной
магической силы. Артефакты, несущие в мир древнее Зло, только Зло и ничего кроме зла... Конечно, сегодня это стало общим местом для фэнтези, но именно аналогия между эпосом Толкина и романом Кука первым делом приходит в голову
при чтении романа. Не думаю, что Кук сознательно ставил целью написать материалистический вариант "Властелина Колец", но получилось у него нечто
именно в этом духе.
У Толкина рядом со Злом с большой буквы существует и Добро - тоже с большой
буквы. Да, Эру Илюватар, Единый, творивший музыку, присутствует только в эльфийском эпосе "Сильмариллион". Да, это книга победителей. Да, победители частенько стремятся объяснить победу своей богоизбранностью. Но скажите,
положа руку на сердце: разве по тексту "Властелина Колец" не чувствуется,
какая из точка зрения более близка автору? Мир Кука, в контры Толкину, подчеркнуто атеистичен (хотя языческих черт в его книгах хватает). Да, боги существуют, сомнений нет, соглашается автор "Клина...". Но, во-первых, их слишком много, чтобы уследить за каждым, а, во-вторых, их действия принципиально непредсказуемы. А раз нет Единого, то нет и всеобщего Врага. Вот Кейс, главный герой романа, объясняет Белой Розе, что для рядового крестьянина разницы между повстанцами и имперцами не существует. И тем, и
другим, пока кипит борьба за власть, на вилланов наплевать. Если судить не по намерениям, а по реальным делам, то под империей обычному гражданину даже лучше. Сочинить красивый лозунг и назвать себя Светлым - первое дело в любой
политической борьбе. И именно отказ Белой Розы от этих игр в финале "Серебряного Клина", когда древнее зло повержено, говорит о том, что она
является действительно весьма необычным для фэнтези персонажем...
Ставка в романе Кука делается не на посланцев Светлого Совета, а на людей,
которым чуждо стремление к власти. При этом таким людям совсем не обязательно быть лучшими из лучших. "Для таких парней, как мы, в общем-то
без разницы, кто заправляет делами. Кто бы они ни были, их главная цель - жить за наш счет." Эти слова принадлежат одному из авантюристов, извлекших на свет Клин и тем самым разбудивших древнее зло. Или, по крайней мере, одно
из зол, угрожающих миру. Они делают это не из любви к абстрактному злу, как "темные" народы во "Властелине Колец". Это просто люди - в чем-то порочные, но во многом заслуживающие уважения. Их не опознаешь по косому взгляду и пристрастию к сладкой человечине. И не нейтрализуешь. В этом плане мир Профессора выглядит куда прозрачней, что уж тут спорить. Некоторые последователи Толкиена по сей день верят в высшую истину, стоящую вне и над человеком. А Глен Кук видит истину только в человеке. Причем в каждом -
свою...
Василий Владимирский