| Как-то Б.Н.Стругацкий, руководитель питерского семинара писателей-фантастов, назвалВячеслава Рыбакова "верным ефремовцем", имея в виду его нерушимую веру
в безусловную ценность и этичность поведения всего человечества в целом,
несмотря на то, что отдельный человек может оказаться подонком и
убийцей. Однако - так ли уж недосягаемо светел душой хотя бы тот же князь
Трубецкой из "Гравилета", офицер русской госбезопасности, живущий в мире,
где отсутствует сам фундамент для разного рода "классовой ненависти" и
"общенародного гнева", ибо люди просто физически неспособны вымещать недовольство
на ближних своих и дальних? Ничего подобного: с самого начала
книги он подозревает в неискренности любимую женщину, живет с двумя женами
сразу, заведомо зная, что причиняет этим боль и той и другой, а сразу
после стрельбы по бандитам даже не интересуется ее результатами...
Василий Владимирский [Из рецензии на романы 'Гравилет <Цесаревич>' и 'Очаг на башне'] (Август 1996)
Роман "Гравилет "Цесаревич" написан более спокойно. Рыбаков
прослеживает альтернативный вариант истории человеческой
цивилизации, с середины прошлого века отказавшейся от насилия в
политике - то есть, избравшей нравственный путь разрешения
противоречий. Безусловно, это утопия - и утопия тем более
очевидная, что автор в финале выводит ее противоположность: мир
тотального насилия. В романе огромное количество привязок и к
нашей реальности. Таким образом, читатель получает возможность
оценить не два, а три варианта развития человечества (здесь
Рыбаков, похоже, воспроизвел структуру "Человека в Высоком Замке"
Филипа Дика), которые и подлежат нравственной оценке читателя.
В целом же Вячеслав Рыбаков исключительно важен для российской
литературы. Он единственный у нас - и, пожалуй, в мире -
автор, который пишет фантастику духовно-социальную. За это ему
можно простить и некоторую экзальтированность прозы, и
непоследовательность в логике построения мира (что заметно,
например, в том же "Гравилете" или новелле "Давние потери").
Сергей Бережной (Декабрь 1995)
А может быть, и впрямь - нет никакого высшего смысла? И весь мир, в
котором хорошим плохо, а плохим хорошо - так с самого начала и устроен? В
отличие от других миров, в которых все совсем не так? И незачем тогда
оправдывать страдания - ну не повезло, так не повезло, отмучаемся...
"Гравилет "Цесаревич" выдержан именно в этом, оптимистическом варианте
миропонимания. Мне до сих пор приятно вспоминать это радостное откровение:
"Братцы! Мы с вами живем в кристалле!" А незабвенное "Вселенная есть
кристалл, дайте денег"! Как здорово узнать, что нашему миру просто
закапали препарата Рашке, повысили агрессивность, и он стал тем, что мы
видим. И жертвы, и страдания бессмысленны - все это лишь кристалл размером
с апельсин. К тому же созданный специально, чтобы хорошим было плохо (в
чем, честно говоря, я никогда и не сомневался). А настоящий мир - там, где
князь Трубецкой летает на гравилетах, где любовницы дружат с женами и
никто и слыхом не слыхивал о гестапо...
Hо позвольте! А как в него попасть-то, в настоящий мир?! Где он?! Как
жить-то, зная, что все плохо и навсегда плохим останется? И никакого
светлого будущего впереди, а лишь пожизненное пособие по безработице и
пайка разрешенных наркотиков - Америка повсюду? Увы, второй вариант еще
хуже первого: объяснение не оставляет надежды (разве что препарат капать
перестанут, но сие от нас не зависит). А надежда все равно есть - и
отсмеявшись сквозь слезы над кристаллом насилия, мы все равно продолжаем
жить, по-прежнему ломая голову над вопросом: отчего ж мне, доброму и
честному, так плохо живется?
Сергей Щеглов (Июль 1996) |