Работа Алана Ли над иллюстрациями к "Властелину Колец" - не меньший
творческий подвиг, чем сам труд Толкина. Художник блистательно передал то,
что выпало из переводов трилогии Толкина на русский язык - ощущение
увядания. Средиземье переживает осень. Желтые и серые краски, холод
перевалов Карадраса, зябкая подземная роса Мории... Пасмурное небо. Это мир,
у которого уже почти все в прошлом.
Алан Ли не пытался следовать традициям иллюстрирования фэнтези. Он создал
новую традицию. Его живопись придает роману Толкина сильное
импрессионистское звучание. Среди полусотни иллюстраций очень много пейзажей
и существенно меньше жанровых сцен - и это тоже черта новой традиции.
Из всего цикла мне больше всего нравятся "Келед Зарам" и "Ортханк". Первый
живо напомнил мне карпатский Синевир. Второй совершенно выламывается из
стилистики цикла и создает неповторимое ощущение чуждости. Чудовищная башня
Ортханка как будто и не принадлежит Средиземью. Жилище Отступника...
И, конечно, "Горлум". Это, наверное, самая трагичная иллюстрация цикла.
Существо, свернувшееся в позе нерожденного ребенка, которое никому не нужно
и не нуждается ни в чем. Где-то Великие решают судьбы мира, а "люмпен"
Горлум, которому и суждено исполнить предначертание Кольца, обгладывает кость
крысы...
Горькая и очень человеческая судьба.
Сергей Бережной
|