Здесь я предполагаю знакомить вас с художниками, работающих в жанре фэнтези и научной фантастики. Не то, чтобы я очень хорошо знал материал, но даже моих более, чем скромных знаний хватит на довольно длительное поддержание темы. А там посмотрим. Так что пишите о своих любимых авторах в SF&F - обозрим и их.
Творчество Родни Мэтьюс(Rodney Matthews) всегда поражало меня своей непохожестью. На его
картинах вы не найдете бронзовотелых героев и полуобнаженных
красавиц. Его воображение всегда стремилось за рамки канонов
фантастической живописи, навязывемой масс-культурой.
Было ли это
просто желание выделиться на фоне одинаковых, до боли похожих друг на
друга драконов и атлетов с мечами, огромных серых звездолетов,
извергающих сгустки плазмы, ненавязчивых звездных пейзажей - или это
просто взгляд человека другого мира, непохожего на наш? Я не знаю.
Зато твердо знаю, что и огромная бабочка пиликающая на гармошке (Tiger
Moth), и Большая Охота, скачущая над остатками космической
цивилизации (Full Moon), и дикий мир скал, похожих на костяные наросты
(The Last Ship Home) - все они порождены воображением, мощь которого иногда просто невероятна...
Живопись Боба Эгглтона фантастической можно назвать с некоторым
внутренним напряжением. Космические пейзажи производят впечатление
полной реалистичности. Приходит на память то, как Стэнли Кубрик и
Артур Кларк работали над "Космической одиссеей 2001 года" - стараясь
максимально достоверно, с позиций современной им науки, показать -
как это будет выглядеть. Местами это было немного наивно, однако в
космосе там звучали не взрывы, а музыка Штрауса - в отличие от более
поздних "научно-фантастических" фильмов.
Эгллтона отличает холодная фотографическая точность письма, но за его
техникой я так и не смог почувствовать человека, мысль, душу. Музыка
в его картинах звучит - но это как будто сухая электронная обработка
классики. Может быть, мне просто не повезло, может, я был не в
настроении... Но мне показалось, что Эгглтон - один из самых
блистательных ремесленников, работающих в фантастической и
космической живописи. Справедливости ради отмечу, что такое ремесло
много честнее и претенциозного снобизма многих современных
авангардистов, и кичевой прописи Шилова.
Наиболее удачны у Эгглтона иллюстрации к конкретным текстам. У него
прекрасно получается наладить взаимодействие между произведением и
изображением: иллюстрация своей детальностью и реалистичностью
актуализирует текст, а текст придает иллюстрации тот духовный фон,
которого Эгглтону так не хватает...
Картины Джона Хоу(John Howe) по произведениям Толкиена для меня не менее значимы, чем иллюстрации Алана Ли. И если Ли удалось передать увядание, всеобщий закат Средиземья, то Хоу создал великолепные человеческие(ну, конечно, можете поправить - хоббитские) образы этого фантастически реального мира. И моменты он выбирал подходящие - почти на каждой его картине схватка. Вот Эовин бьется с Королем-Призраком, а здесь Сэм отважно бросается на Шелоб с маленьким, сверкающим кинжалом. На картинах Хоу идет борьба, смертный бой между людьми и чудовищами, бой стихии и магии, бой между собственными страхом и долгом.
Вот сжались, затерялись среди мордорского войска Фродо с Сэмом(In Mordor), безумно уставшие на пути к своей безумной цели. Или вот взбесившаяся вода сметает Черных Всадников на глазах у испуганного
Фродо(At the Ford) - в бой вступают могучие стихии, но посмотрите, как отважно выставил вперед свой маленький кинжал самый слабый участник этой схватки. Может, в этом и есть его сила? Сила, недооцененная его врагами.